img img
Рубрики

Методика биомеханической тренировки детей больных ДЦП

Содержание

Комитет по делам молодежи Администрации Самарской области
Центр внешкольного образования «Творчество»
отделения реабилитации детей-инвалидов
Самарский государственный аэрокосмический университет.
Центр «БИОМ»

– кандидат педагогических наук

МЕТОДИКА БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ
ТРЕНИРОВКИ ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ ДЦП

САМАРА 1996 год

Глава 1.Методы реабилитации детей больных ДЦП. 4

§ 1. Лечебная физкультура. 4

§ 3 Физиотерапия. 6

Глава II. Биомеханическая реабилитация детей больных ДЦП. 8

§ 1. Методология биомеханических исследований двигательной деятельности

детей больных ДЦП. 8

§ 2. Явление биомеханического резонанса. 9

§ 3. Биомеханические представления движения человека. 10

§ 4. Методика физической реабилитации детей больных ДЦП на основе

использования пневмомеханических средств. 11

Список литературы. 15

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание головного мозга, возникающее внутриутробно, при родах или в период новорожденности под влиянием различных факторов. Такими факторами могут быть:

а) дефект зародышей плазмы;

б) вредные влияния болезней матери на эмбрион или плод;

в) лекарственные, механические (при родах);

г) наличие инфекции или травмы в период новорожденности.

Патогенез ДЦП связан с асфиксией, то есть острым прекращением или ограничением поступления кислорода при родах. Последствия кислородного голодания различны и зависят от его длительности, интенсивности и этапа эмбриогенеза.

Тяжесть состояния в связи с генерализованным отеком мозга и внутричерепным кровоизлиянием бывает выражена на фоне дефекта развития ЦНС.

Кровоизлияния могут локализоваться в различных отделах головного мозга, оболочках и веществе спинного мозга. Типичны поражения области ствола, структур продолговатого и шейных сегментов спинного мозга.

При всех формах ДЦП двигательные нарушения имеют рефлекторный характер. Движение возможно, но неуправляемо или плохо управляемо больным.

Как известно, нормализация произвольных движений и статики, в первую очередь, связана с управляемым чередованием состояния различных мышц (сокращения, расслабление, растяжение). Это является необходимым условием для координированной работы мышц, опороспособности, формирования нормальной структуры тела и движений, то есть тех основ управления движениями, которые недоступны больному при наличии патологии тонуса, автоматизированных движений и поз, недостаточным развитием контролирующего коры.

Исходя из вышеперечисленного, требуется такая система лечения и обучения больного ДЦП владению своими произвольными движениями и статикой, которая наиболее эффективно, в короткие сроки и с наименьшим вредным воздействием устранит эти двигательные расстройства. В конечном итоге все известные методики реабилитации детей с заболеванием ДЦП направлены на способность их правильно выполнять осознанные движения.

Наука, которая занимается изучением движений человека, называется биомеханика. В настоящее время очень бурно развивается педагогическая и медицинская биомеханика.

В создании методики реабилитации детей больных ДЦП мы опирались, в основном, на педагогическую биомеханику. Это связано с тем, что мы задались целью создать такую экологически чистую методику реабилитации, которая включила бы в себя два самых мощных оздоровляющих воздействия на человека – физические упражнения и термальные воздействия.

Движение человека можно сравнить с его фонограммой голоса. У человека существует также и термограмма. Движение человека может быть выполнено быстро (то есть мышцы как бы «поют» тенором), медленно (мышцы «поют» как бы басом). Реальное движение сочетает в себе весь спектр этого мышечного сокращения. При нарушении движений какие-то частоты выпадают из «мышечного голоса», в результате движение выполняется либо медленно, либо рывками. При этом кора больных полушарий управляет только отдельными частотами «мышечного голоса».

В 1971 году открыл явление биомеханического резонанса. В своих исследованиях он показал, что спектр мышечных сокращений («мышечный голос») человека имеет диапазон частот от 0 до 35 Гц. «Мышечный голос» (Биомеханограмму) определил, когда на напряженную руку (ногу) подавал внешнее воздействие в виде вибрации. При этом мышцы откликались на внешнее воздействие. Это можно было наблюдать на ЭМГ. Агашин воздействовал именно на напряженную мышцу? Когда человек сознательно напрягает мышцу, то при этом участвует кора больших полушарий, а, следовательно, возникает обратная связь между сокращенной мышцей и ЦНС. Человека быстрее можно научить движению, когда имеется такая обратная связь. Спектр мышечных сокращений у человека находиться преимущественно в диапазоне частот от 8 до 15 Гц. Сами физические упражнения состоят из разных частот мышечного сокращения. Очень важно подобрать такие физические упражнения, которые бы восполняли недостающие частоты, возникающие при заболевании ЦНС.

Подбор физических упражнений в известных методиках ЛФК производится без точного определения частоты мышечного сокращения.

Разработка методики биомеханической тренировки детей больных ДЦП, по существу, потребовала от нас создания искусственно управляемой среды, которая способствовала восстановлению биомеханограммы («мышечного голоса») человека.

Искусственно управляющая среда выполнена в виде пневмобиомеханических тренажеров. Основная суть разработанной методики сводится к тому, что ребенок выполняет строго заданные упражнения, а одновременно с движением осуществляется биомеханическая стимуляция мышц, участвующих в нем. Выполнение строго заданных движений на фоне пневмовибростимуляции может выполняться также и в воде.

Методика биомеханической тренировки на основе использования пневмомеханических тренажеров нашла широкое применение в травматологии, в кардиологии, при бронхо-легочных заболевания, в космонавтике, в физической культуре и т. д.

ГЛАВА I. МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ ДЦП

§1. Лечебная физкультура

Лечебная физкультура является одним из ведущих компонентов комплексной терапии церебральных спастических параличей у детей. ЛФК. оказывает влияние на организм больного ребенка в различных направлениях:

Стимулирующее действие - выражается в активизации защитных и приспособительных реакций больного организма, поднимается уровень неспецифических защитных сил, повышается эмоциональный тонус ребенка;

Трофическое действие - выражается в усилении окислительно-восстановительных процессов в результате мышечной работы;

Компенсаторное действие - за счет увеличения кровотока и др.

Терапевтическое влияние ЛФК в лечении ДЦП сводится к нормализации двигательной функции, улучшению проведения двигательного импульса, иными словами ЛФК способствует образованию новых условно-рефлекторных связей, определяющих всю жизнедеятельность организма (, , S. Dorinson, W. Dixson, R. Adams и др.).

Основными задачами ЛФК являются: развитие способности к выполнению произвольных движений, активному напряжению и расслаблению мышц, улучшению координации движений; способствовать формированию вертикального положения тела ребенка, его передвижений и ручных действий.

Частные задачи - расслабление мышц при наличии гиперкинезов и гипертонуса, стимуляция функции ослабленных мышц, как средство профилактики порочных положений и обеспечения нормальной подвижности в суставах; своевременному развитию установочных рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние; стимуляция рефлексов, на основе которых формируется передвижение; содействие нормализации функции вестибулярного аппарата, развитие ручных действий.

Существует множество систем ЛФК, входящих в комплекс терапевтических мероприятий при Ц. С.П. Наиболее ценными следует считать комплексы, разработанные и обоснованные авторами: и ( гг.), K. Bobath, B. Bobath (1953, 1963), T. Fay, E. Denhoff, Y. Robinault, H. Kabat, W. Phleps и др.

Система ЛФК K. Bobath и B. Bobath построена на лечении положением и выработке координационных движений. Главной задачей такой физкультуры является "подавить" патологические рефлексы. Большое значение авторы придают лечению положением, используют все "незрелые" движения, доводя их до "зрелости".

H. Kabat предложил лечебную гимнастику, основанную на стимуляции проприоцентивной чувствительности и проторении новых путей. В основе лежат быстрые разгибательные движения с сокращением. Он широко использует отягощения, рекомендует проводить упражнения по несколько часов подряд.

W. Phleps все двигательные упражнения начинает при полном мышечном расслаблении. Главное, с его точки зрения - это обучение ребенка произвольному расслаблению определенных групп мышц, что весьма благоприятно сказывается на реципрокной иннервации. Выработка этих навыков ведет к снижению спастичности, уменьшению некоординированных движений, улучшению статики. Автор рекомендует начинать движения с оказания противодействия сократившимся мышцам, которое может продолжаться 5-10 мин, затем спастическая мускулатура приходит в состояние расслабления. По существу, эта система основана на способе Бимана-Абхольдера - добиваться расслабления мышц путем их переутомления.

G. Deaver проводит функциональное лечение с помощью ортопедических аппаратов, ограничивающих степень подвижности, с обязательным сознательным участием ребенка.

Предлагаемый T. Fay комплекс лечебных упражнений базируется на использовании имеющихся у больных незрелых, примитивных движений с целью их совершенствования. и рекомендуют начинать обучение произвольному расслаблению с наименее пораженных мышц, где сравнительно легко достигается эффект расслабления. При выполнении упражнения необходимо придать определенную позу конечностям. Для улучшения подвижности в суставах эти авторы рекомендуют применять пассивные упражнения в сочетании с тепловыми процедурами. и предлагают такую последовательность воспитания движений нижних конечностей. Сначала вырабатывают правильную позу в положении больного лежа Затем добиваются опороспособности путем давления стопами на твердую поверхность в положении лежа, сидя и, наконец, стоя. При этом широко используется наклонная плоскость, позволяющая постепенно вырабатывать статическое напряжение разгибателей. После воспитания статического напряжения разгибателей, чередования сгибания и разгибания мышц ног переходят к обучению ходьбе. При этом широко используются различные приспособления -"ходики", брусья и др.

Люкас при обучении ходьбе применяет специальные "лыжи" длиной 1 м и шириной 10 см. К ним прикрепляют обувь больного. Концы лыж подвижно связаны друг с другом, что позволяет им оставаться параллельными. "Лыжи" удерживают стопы в среднем положении и не допускают ротации или приведения ног.

С целью повышения мышечного тонуса Rood предлагает быстрое растяжение мышц путем ритмичных толчков с помощью вибрационных приборов, растяжения суставов, надавливания на них. Другим методом активации мышц является рефлекторное раздражение кожи с помощью кисточки. Оно вызывает различные рефлекторные реакции. Для влияния на мышечный тонус воздействуют на вестибулярный аппарат - круговые движения, придание ускорения, прыжки на батуте, трамплине и т. д. Rood предлагает также методику снижения мышечного тонуса путем удерживания мышц в растянутом состоянии. Эффективны поглаживания, медленные ритмичные движения, воздействие холодом, движения на сопротивление.

На всех этапах медицинской реабилитации все большее место занимает массаж - механическое воздействие на кожу и подкожные образования руками массажиста, а иногда специальными приспособлениями. Клинико-физиологической основой использования массажа в лечении и реабилитации заболеваний спастическим параличом являются процессы, происходящие в массируемых участках тела, а также общие и нейрогуморальные сдвиги в организме, обусловливаемые рефлекторными реакциями и выделением биологически активных веществ. Во время массажа в коже увеличивается лимфо - и кровоснабжение, расширяются сосуды кожи и уменьшается венозный застой. Под влиянием массажа улучшается сократительная функция мышц, нормализуется их тонус. В суставно-связочном и сухожильном аппарате под влиянием массажных приемов' увеличивается подвижность и эластичность. Наиболее выражено действие массажа на нервную систему ребенка, благодаря тому, что кожа представляет собой обширную рефлексогенную зону.

В грудном возрасте массаж является основным средством реабилитации у больных ДЦП. Различают классический массаж, точечный с помощью пальцев рук и аппаратов. Для нормализации мышечного тонуса (снижения его) и улучшения развития ребенка используют следующие приемы массажа и упражнения на расслабление.

Поглаживание - скольжение рук взрослого по коже. Поглаживание производят ладонной поверхностью одного или нескольких пальцев и всей ладонью, некоторые приемы выполняют тыльной поверхностью кисти.

Потряхивание - исходное положение лежа на спине. Фиксируют вышележащую часть конечности и производят потряхивание свободной нижележащей частью. Производится встряхивание всей конечности за кисть (стопу) дрожательными движениями.

Приемы вибрации - исходное положение лежа на животе. Сотрясение осуществляется всей ладонью, положенной плашмя, например, на спину, вправо-влево и вверх-вниз.

Рубление - выполняют локтевым краем кисти при слегка раздвинутых пальцах, ладони обращены друг к другу. Прием используется на ягодичных мышцах.

Валяние - проводят на мышцах конечностей. Группу мышц руки или ноги, лежащей на опоре, обхватывают с двух сторон: слева большим пальцем, справа указательным и средним пальцами. Надо легко, нежно, ритмично, быстро покачивать, потряхивать мышцу из стороны в сторону, вправо-влево.

Катание - исходное положение то же. Лежащую на опоре руку или ногу "катают"
внутрь - кнаружи, как это производят при раскатывании теста. При этом легко сдвигают кожу вверх-вниз.

Поза "эмбриона" - исходное положение лежа на спине. Руки ребенка скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, сгибают голову. Позу фиксируют руками взрослого. В этой позе можно покачивать ребенка к себе - от себя и с одного бока на другой 5-10 раз. Движения делать плавно, ритмично.

С помощью укладывания ребенка на мяч и покачивания его в этом положении также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса. При этом можно делать точечный массаж мышц спины.

Точечный массаж осуществляется одновременным надавливаем и вращением одним-двумя пальцами на определенные рефлексогенные зоны организма ребенка и применяется как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц. Медленные мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастающим увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослаблением воздействия, вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц.

Физиотерапевтические процедуры широко применяются в восстановительном периоде у больных ДЦП.

Начиная с 2-3 лет можно проводить горячие укутывания по Кени. Эффективность их наиболее высока у детей со спастической диплегией, гемипарезами, меньшие при различных формах гиперкинезов, двойной гемиплегии. Куски шерстяной ткани 80x10 и 50x50 при температуре 45-50о накладывают на тело и конечности в 2-3 слоя. Горячую шерсть сверху покрывают фланелью, затем клеенкой и одеялом на 20-30 мин. Особенно эффективны горячие укутывания после массажа и лечебной физкультуры. Для теплолечения используют также грязь, торф, парафин, озокерит, песок.

Грязевые аппликации являются одним из эффективных методов курортного лечения (, , и др.). Среди грязевых курортов наиболее благоприятны грязи Евпатории. Грязевой воротник по Щербакову применяют с целью стимуляции кровообращения в сосудах мозга Грязевые аппликации на пораженные конечности в виде "перчаток", "чулок", "трусов", "брюк", а также грязевые аппликации на все тело, в зависимости от патологии. Терапевтическое действие грязи обусловлено комплексом температурных, химических и механических раздражений. Местное повышение температуры после аппликации озокерита сохраняется до 5-10 часов.

В комплексном лечении детей, страдающих церебральными параличами, широко применяются лечебные ванны (пресные, хвойные; соленые, радоновые), благоприятно влияющие на ЦНС, кровообращение, обмен веществ, двигательные функции. В теплой ванне уменьшается спастический тонус мышц, болезненные ощущения, рефлекторные контрактуры, стихают гиперкинезы, увеличивается объем движений.

Гидрокинезотерапия - купание в бассейне. Температура воды 32-34 , продолжительность 10-20', на курс лечения 12-15 процедур.

Подводный душ - массаж при наличии контрактур проводят у детей школьного возраста при давлении струи не более 2 атм., продолжительность 15' на курс 10-15 процедур.

В комплексе восстановительного лечения ДЦП широко применяется методы электролечения: гальванизация, лекарственный электрофорез, токи ультравысокой частоты и т. д.

Импульсный ток (электроанестезия) по методу . Лечение импульсным током детей с Ц. П. обуславливается" тем, что под его влиянием уменьшается поток афферентной импульсации, поступающей из мышц.

Электростимуляция - наряду с повышенным тонусом одних групп мышц при ДЦП, отмечается вялость, пониженная сократительная способность других мышц, обычно антагонистов. С целью улучшения ослабленных мышц, повышения их тонуса и силы, уменьшения дистрофических изменений, а также для обучения активному сокращению, производят электростимуляцию. Применяют аппараты АСМ-2, АСМ-3, импульсный ток частотой 80-100 Гц.

Синусоидальные модулированные токи (СМТ) введены в практику , который совместно с ММ. Раомачем для их получения создал аппарат "Амплипульс". Благодаря безболезненности процедур, возможности широко варьировать параметры воздействия, выраженному физиологическому действию СМТ могут применяться при лечении детей с различными формами церебральных параличей и с самого раннего возраста.

Все более широкое применение находят диадинамические токи (Бернара), индуктотермия (метод лечебного применения магнитного поля высокой частоты), ультразвуковая терапия.

4. Вибростимуляция ( П) - вибрационное воздействие на мышцы и сухожилия (с определенными параметрами) вызывают устойчивый высококачественный разряд мышечных аффектов, так называемый тонический вибрационный рефлекс. Разряд, вызываемый вибрацией, имитирует фузимоторную активацию окончаний веретен, которая обычно возникает при изометрическом произвольном сокращении, причем эффективность вибрации увеличивается при пассивном удлинении мышцы, а также при ее даже слабом произвольном сокращении. Вибрационному воздействию свойственны последействия (в течение нескольких дней) и потенцирующий эффект, который при многократном повторении сеансов закрепляется на очень длительное время (месяцы, а может быть и годы).

Довольно продолжительное улучшение было получено у детей с церебральными параличами (Eklance G).

Снижение спастически повышенного тонуса у детей с детским церебральным параличом наблюдалось у больных в результате применения точечного вибрационного массажа (, 1985).

ГЛАВА П. БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ
БОЛЬНЫХ ДЦП

§ 1. Методология биомеханических

исследований двигательной деятельности

детей больных ДЦП

Анализ биомеханизмов изменения физиологических функций организма у детей больных ДЦП позволяет рассматривать двигательную деятельности основным профилактическим средством.

При подобном подходе методология исследования основных функций организма детей больных ДЦП должна осуществляться с позиции биомеханики, науки о движении человека.

Современные достижения в области ЛФК детей больных ДЦП базируются практически на двух концепциях. Наиболее широкое применение получила концепция адаптационных изменений параметров организма, адекватных целям и средствам двигательной деятельности и условиям естественной окружающей среды (, , 1985).

Другое направление связано с концепцией «искусственной управляющей среды» (, 1983). В соответствии с этой концепцией акцент в формировании «двигательной деятельности делается на естественные и искусственные факторы внешней и внутренней среды организма, которые» не только предопределяют двигательные функции, но и на основе этих функций формируют различные функциональные проявления организма.

Практическое применение данных концепций к двигательной деятельности детей больных ДЦП приводит к совершенно разным методикам их физической реабилитации. С одной стороны, построение методики реабилитации детей больных ДЦП сводится к решению задач приспособления организма к окружающей среде и сглаживанию симптомов болезни движений. Другой подход к построению методики физической реабилитации детей больных ДЦП рассматривается с позиции концепции "искусственной управляющей среды". В соответствии с данной концепцией эволюция внешней среды своей изменчивостью заложила в организм человека огромный потенциал функциональных проявлений. Поэтому не познанные нами биомеханизмы функциональных проявлений (то есть любые функции организма, нашедшие свое выражение в мышечном сокращении) в условиях, когда ребенок страдает ДЦП, могут быть запущены искусственным варьированием условиями среды. Но, если даже к настоящему времени эволюция потенциальных возможностей человека не заложила функциональные проявления необходимые для восстановления движений у детей страдающих ДЦП, то единственный путь для выздоровления может быть найден не путем адаптации к реальным условиям жизни, а на основе замены естественных условий окружающей среды на искусственно созданные.

С учетом вышеизложенной концепции начальный этап биомеханических исследований заключается в определении влияния естественных факторов внешней среды и их структуры на процесс формирования двигательной деятельности в условиях, когда ребенок страдает ДЦП. Естественные факторы внешней среды, предопределившие двигательные функции человека, состоят из: сил гравитации, электромагнитных полей, радиационных воздействий, переменных влияний температуры и давления, газовой среды, внешних физико-химических веществ. Наибольшее влияние на формирование человека и, особенно, на его двигательные функции оказывает гравитация. Поэтому исследования в условиях, когда ребенок более ДЦП, должны, в первую очередь, быть направлены на изучение влияния сил гравитации на организм ребенка и на построение искусственной среды, заменяющей действие естественных сил гравитации.

Экспериментальным фундаментом для построения «искусственной силы гравитации» является, на наш взгляд, явление биомеханического резонанса (БМР) (, 1971).

§ 2. Явление биомеханического резонанса

Прежде чем предложить методику реабилитации детей больных ДЦП, целесообразно рассказать о явлении биомеханического резонанса (, 1978).

Явление биомеханического резонанса (БМР) - это явление, которое наблюдается у всех биомеханических структур или, в частности, - это явление присуще человеку.

Сущность биомеханического резонанса заключается в том, что объективно наблюдается возрастание амплитуды отклика активного звена человека или совокупности его активных звеньев при внешних периодических воздействиях в диапазоне частот от 5 до 20 Гц, преимущественно от 10 до 15 Гц.

Длительность и характер механических импульсов существенны для приспособительной деятельности активных звеньев человека, но не влияет на БМР. С этими характеристиками механических импульсов связаны те или иные практические возможности использования BMP.

Явление БМР наблюдается на активных биомеханических звеньях человека, которые представляют собой не просто костно-мышечный аппарат в анатомическом смысле,, а функционирующую организованную совокупность биологических тканей человека, причем в эту организованную природой совокупность входят живые мышцы, как совокупность мышечных волокон и их нейронных пулов кости, связки и др. Биомеханическое звено (БЗ) - управляемый мышцами синергистами и антагонистами стержень - кость. Особенность соединения БЗ-ов в биомеханическую цепь (БЦ) состоит в том, что соединение их в суставе осуществлено природой путем перекрещивания мышц соседних БЗ.

Для проведения экспериментальных исследований Агашиным в 1972 году была собрана установка - биомеханический спектрометр, обеспечивающий создание и измерение регулируемых как по частоте, так и по мощности устойчивых упругих колебаний биомеханических цепей в диапазоне частот от 0 до 30 Гц.

Методика регистрации основана на использовании регистрирующего устройства, представляющего собой механический осциллограф, который состоит из приспособления с движущейся бумажной лентой для записи вынужденных колебаний и песчинка, крепящегося на объекте исследования и отмечающего его вынужденные колебания на ленте.

В качестве биомеханической цепи использовалась рука человека, держащего (в целях увеличения амплитуды колебаний системы) упругий стержень.

Методика проведения экспериментов, устанавливающих существование явления биомеханического резонанса, состояла в следующем. Мышцы сгибатели и разгибатели руки испытуемого по команде «напрягите мышцы с постоянным усилением» обеспечивали активную передачу усилий на внешний упругий стержень, который являлся передатчиком механических импульсов от генератора на биомеханическую цепь и прежде всего на крайнее биомеханическое звено. Затем включался генератор регулируемых по частоте механических импульсов и осуществлялась запись амплитуды колебаний биомеханического звена в зависимости от частоты импульсов. Время непрерывных воздействий может колебаться в пределах 30 сек или в несколько более широких пределах.

В ходе экспериментов автором были получены данные в виде осциллограмм, записанных на ленте.

Было установлено, что среднее значение амплитуды колебаний биомеханической цепи зависит от частоты. Увеличение среднего значения амплитуды происходит как за счет увеличения числа колебаний с большими значениями амплитуды, так и за счет роста величины самих амплитуд.

Явление БМР заключается в возрастании' амплитуды колебаний активных звеньев биомеханической цепи человека при воздействии внешних упругих волн резонансной частоты.

Основное отличие биомеханического резонанса от механических и физических резонансов заключается в том, что БМР является резонансом биологического типа, то есть интегральным явлением, на проявление которого повлияли все основные биологические функции живого человеческого организма. Та частота, на которой наблюдается явление БМР не может быть объяснена с помощью механических или физических представлений и обуславливается действием одновременно, участием одновременно всех трех основных процессов человека, а именно биомеханического, биохимического и информационно-психологического плана.

Чтобы полнее представить себе сущность7 БМР, целесообразно рассмотреть его в сопоставлении с физиологическим тремором. Отличие биомеханического спектра биомеханограммы от записи треморограммы состоит в том, что биомеханограмма - это характеристика динамически нагруженной и работающей биомеханической цепи человека. А треморограмма - запись свободной ненагруженной цепи, запись шумовых колебаний биомеханической цепи. Весь ход эволюционного развития биомеханических структур, в частности, биомеханической цепи человека позволяет сделать вывод о том, что только нагруженные биомеханические цепи являются, естественным образом, функционирующими.

§ 3. Биомеханические представления движения
человека

Все процессы движения человека можно разделить на три основные группы взаимосвязанных между собой процессов.

Движение человека состоит из биомеханических, биохимических и информационно-психологических процессов.

Биомеханические процессы представляют собой совместное движение костей, сухожилий, мышц и других тканей.

Биохимические процессы представляют собой целый комплекс преобразований материи на микромолекулярном и молекулярном уровне.

Связующим звеном между биомеханическим и биохимическим процессами природа сделала так называемые гемодинамические процессы, то есть такие процессы, которые связаны с движением биологических жидкостей, такие как кровь, лимфа и т. д.

Третьим, наиболее пластичным подвижным комплексом процесса являются информационно-психологические процессы, которые, с одной стороны, подчиняются более детерминированным (причинно обусловленным) закономерностям биомеханических процессов, с другой стороны, оказывают свое влияние на их ход.

Все эти три группы процессов тесно соединены в целостном движении человека. При этом можно разделить также в таком сложном движении и выделить, с одной стороны, механические и физические аспекты, с другой стороны, биофизические и биологические аспекты. Свойства и закономерности механических и физических процессов в биомеханическом движении почти обычны. Например, функционирование кости в живом биомеханическом звене практически полностью подчиняются законам механики. И это обстоятельство используется при хирургических операциях, когда заменяется кость.

§ 4. Методика физической реабилитации
детейбольных ДЦП на основе использования
пневмобиомеханических средств

Нами с целью устранения порочных поз и патологического двигательного стереотипа у детей с церебральным параличом (ДЦП) предложена методика биомеханической тренировки мышц.

Известные исследования , , для уменьшения патологической афферентной импульсации, снижения мышечного тонуса, увеличения объема активных движений в комплексе восстановительной терапии с применением продольной вибрации с последующим применением метода нормализации рефлекса на растяжение (НРР) дал положительный эффект. На основе данного метода пролечено 62 ребенка со спастической диплегией и гемирмаретической формой ДЦП в возрасте от 3 до 14 лет. Воздействие осуществлялось преимущественно на следующие спастические мышцы: пронаторы предплечья, четырехглавую, полусухожильную, полуперепончатую и двуглавую мышцы бедра, трехглавую мышцу голени. В процессе лечения уменьшалась длительность рефлекса на растяжение, улучшалось, определяемое по данным ЭМГ, реципрокное взаимодействие мышц, увеличивался объем активных движений.

С целью совершенствования методики продольной вибрации (, 1986) и метода нормализации рефлекса на растяжение (НРР) ( с соавторами, 1989) нами предлагается способ тренировки мышц по методу , 1982 г.

Метод профилактики детей больных ДЦП осуществляется путем многократного и последовательного вибростимулирования биологически активных точек, соответствующим тренируемым мышцам, вибростимулирования тренируемых предварительно напряженных мышц и вакуум-массаж мышц спины сериями механических импульсов с частотой от 1 до 35 Гц и скважностью от 1,1 до 5, при удельном давлении вибротодов на тело человека от 0,6·105 до 3,03·105 Па. При этом вибростимулирование биологически активных точек проводят в течениисек. Продольное вибростимулирование напряженных рук, ног осуществляют 2-240 сек, причем серия механических импульсов состоит из цугов механических импульсов длительностью от 1 до 60 сек и интервалов времени между цугами механических импульсов длительностью от 1 до 8 сек, а общее время тренировки составляет от 180 до 1800 сек.

Нами получен положительный эффект за счет программированной биомеханической тренировки человека, которая заключается в стимулировании вибрацией основных актов двигательной деятельности.

Тренировка мышц детей больных ДЦП с использованием вибростимулирования с изменяемой скважностью позволяет регулировать интенсивность тренировки в значительно больших пределах, чем это имеет место при ЛФК.

В отличии от метода с соавторами и , в методе имеется фаза отдыха тренируемой мышечной системы, которая используется не только для восстановления работоспособности расслабленных мышц естественным образом. Она служит главным образом для восстановления путем аппаратного вакуум-массажа мышц спины на уровне спинномозговых корешков в области соответствующих сегментов спинного мозга, иннервирующих тренируемые группы мышц и в мышечной системе, что препятствует возникновению концентрации силы и, как следствие, возникновению болевых ощущений. Пневматическое вибростимулирование предварительно напряженных мышц ребенка позволяет стимулировать АТФ-азную активность миофибрил и эффективно управлять внутримышечной гемодинамикой.

Все вместе взятое повышает эффективность тренировки мышечных структур ребенка не только в достижении большей результативности по сравнению с известными способами тренировки и массажа детей больных ДЦП, но и обеспечивает существенное сокращение сроков восстановления мышечных показателей (сила, скорость, выносливость, гибкость).

Устройство для осуществления предлагаемого метода лечения детей больных ДЦП поясняется чертежом фиг.1. Оно содержит вибротод для вибростимулирования биологически активных точек I, пневмовибротода для вибростимулирования биологически активных точек I, пневмовибротод для вибростимулирования активных биомеханических звеньев 2 и массажную насадку 3. При этом рабочие полоски пневмовибротодов и массажной насадки соединены воздухопроводами с соответствующими трехлинейными электромагнитными пневматическими клапанами 4.5.6, которые, в свою очередь, сообщаются с помощью воздуховода 7 с регулируемым источником вакуума 8 и с помощью воздухопровода 9 с регулируемым источником сжатого воздуха 10. Электромагнитные пневматические клапана и системы поддержания давления и вакуума управляются ЭВМ 11. Управление клапанами осуществляется по программе и заключается в подаче электрического сигнала на обмотку соответствующего клапана, при этом рабочая полость либо пневмовибротода, либо насадки соединяется с источником сжатого воздуха, а при отсутствии электрического тока в обмотке клапана рабочая полость соединяется с источником вакуума.

Было пролечено 24 ребенка со спастической диплегией и гемипаретической формой ДЦП в возрасте от 8 до 17 лет. У всех детей отмечалось улучшение патологической афферентной импульсации, снижение мышечного тонуса, увеличение объема активных движений, повышалась сила мышц, выносливость, скорость сокращения. Дети биомеханическую тренировку с применением пневмобиомеханических средств переносили удовлетворительно, побочных эффектов не наблюдалось, значительно, в 2-3 раза снизилось время занятия по сравнению с ЛФК.

Методика биомеханической тренировки

Биомеханическая тренировка (БМТ) - способ тренировки опорно-двигательного аппарата с использованием пневмовибрационных тренажеров.

Противопоказания к БМТ: острые воспалительные процессы, болезни крови, инфекционные заболевания, тромбоз, тромбофлебит, атеросклероз, воспаление, лимфатических сосудов, хронический остеомиелит, опухоли, психические заболевания, сопровождающиеся чрезмерным возбуждением и значительными изменениями психики и др.

Показания к БМТ и соответствующая методика №1.

1. Заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата: артриты, травмы позвоночника, ушибы, растяжения связок, растяжения мышц, переломы, контрактуры.

1.1. БМТ мышц кости и предплечья:

- 30 сек. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 25 Гц, амплитудой 2.0-4.0 напряженных мышц предплечья (статическое напряжение). Вибротод №1 (см. техническое описание) приставляется к мышцам предплечья задней группы мышц (рис. 1);

3-5 мин. биомеханическое стимулирование с частотой 12 Гц, амплитудой 2.0-5.0 мышц кисти и предплечья использованием пневмоэспандера №2 (см. техническое описание; рис. 2.) Тренирующийся активно периодически сжимает и разжимает пневмоэспандер №2

1.2. БМТ мышц верхней конечности.

- 30-45 сек. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 20 Гц. Биологически активных точек на лопатках (рис. 3). Занимающийся при этом с силой прижимается к вибротоду. Происходит небольшой поворот тела вокруг позвоночника.

- 5 мин. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 10-12 Гц. Мышц плечевого пояса (рис. 4).

- 3 мин. тренировка с помощью пневмоэспандера с частотой вибрации 12 Гц. 1.3. БМТ мышц голени и ступни.

- 30 сек. сидя на стуле пневмовибрации с частотой 20 Гц. напряженных икроножных мышц (рис. 5).

5 мин. вибростимулирование напряженных мышц ступни с частотой вибрации 10-14 Гц. (рис. 6)

1.4. БМТ мышц нижней конечности.

- 45 сек. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 20 Гц. Биологически активных точек большой ягодичной мышцы (рис. 7).

- 3 мин. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 12 Гц. мышц голени и ступни (рис. 5).

- 5 мин. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 10-12 Гц. мышц нижней конечности (рис. 8).

1.5. БМТ мышц спины.

- 1 мин. вибромассаж расслабленных мышц спины с частотой вибрации 15 Гц.

- 3 мин. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 10-12 Гц. мышц спины по схеме (рис. 9), где вибротод прикладывается к лопатке и при вибрации пациент старается, противодействуя вибрации, максимально повернуться вокруг позвоночника.

- 3 мин. стимулирование при этом же положении вибротода, но с изменением позы тела (рис. 10), то есть пациент противодействует вибрации прогибанием тела.

Список литературы

1. "Биомеханический резонанс и возможности его использования в медицине" - Казанский медицинский журнал, 19755, том VI, № 2, с 24-26.

2. "Биомеханика ударных движений" - М.: Физкультура и спорт, 1977.

3. , "Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей" - Москва, 1973. .

4. , "Восстановительное лечение детей, больных церебральным параличом в условиях санатория" - Киев, 1984.

5. "О построении движений" - М.: Медгиз, 1947, - 256 с.

6. , "Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии" - Москва, 1988.

7. МеженинаЕ. П. "Церебральные спастические параличи и их лечение" - Киев, 1966.

8. "Биомеханическая стимуляция: явь и надежды" - Минск: Полимя, 1986, - 95 с.

9. "Двигательные возможности человека" - Минск, 1994, - 121 с.

10. "Возможности и целесообразность биомеханической терапии" – Труды Второй Международной научно-технической конференции "Актуальные проблемы фундаментальных наук", М., 1994, т. П, ч. 1, с. 83-85."

11. , Савельев B. C. "Эксперимент гипокинезия-370 и перспектива полета человека на Марс" - Труды Второй Международной научно-технической конференции "Актуальные проблемы фундаментальных наук", М., 1994, т. П, ч. 1, с. 80-81.

12. Патент России № 1 к. л. 5А63В23/00 "Способ тренировки по методу " - , № 7, 1993.

13. Савельев B. C. "Термобиомеханический резонанс" - Труды Второй Международной научно-технической конференции "Актуальные проблемы фундаментальных наук", М., 1994, т. 2, ч. 1, с. 82.

14. , МастюковаЕ. М. "Клиника и реабилитационная терапия ДЦП" - Москва, 1972.

15. , "Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП" - Ташкент, 1979.

16. , Доценко "Новое в лечении больных детским церебральным параличом" - Вестник Российской академии медицинских наук, №5, Москва, 1996.

17. "Физические методы лечения в неврологии" - Москва, 1983.

18. , "Реабилитация при детских болезнях" - Москва, 1980.

19. "Справочник по детской лечебной физкультуре" - Ленинград, 1983.

20. "Об управлении движениями человека" - Физкультура и спорт, М., 1970.

21. Медицинский реферативный журнал. - Москва, гг.

22. Тезисы докладов. Всесоюзная научно-практическая конференция по детской неврологии и психиатрии. - Вильнюс, 1989.

   ОЦЕНИ СТАТЬЮ:

[mtouchquiz 1] [mtouchquiz 2] [mtouchquiz 3]
   ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
           

Вам так же может быть интересно

Оставить комментарий